Анфиладная планировка была популярна во времена классицизма и второго барокко, то есть при Пушкине и Толстом. По своему устройству это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси. Минимальное число комнат, входящих в анфиладу – три. Такую планировку можно сделать и в современном доме, но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах анфилады рассказывают дизайнер Ирина Крашенинникова и архитектор Елена Соловьева.
Разделив площадь квартиры на комнаты и «нанизав» их, как бусины на нитку, на одну ось, вы любую квартиру делаете визуально больше. А если сделать анфиладу с круговым обходом, то не только ваши глаза будут видеть большую площадь, но и ноги будут проходить большее расстояние.
Ваши ноги, раз за разом обходя квартиру по кругу, будут сообщать мозгу об этом и вам будет казаться, что квартира ваша в два раза просторнее, какой бы площади она ни была. И это главный плюс анфиладной планировки.
Второй плюс: квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее, так как вы сможете видеть свет не одного окна в каждой комнате, а череды окон.
Третий плюс: квартиры с анфиладой объединяют семьи, ведь никто не может остаться в изоляции, закрывшись в своей комнате, все ходят через соседние комнаты, все общаются, обнимаются и чувствуют себя одной дружной семьей.
Из последнего плюса анфилады вырастает ее главный и, на мой взгляд, единственный минус. В квартире с анфиладной планировкой трудно уединиться. Но этот недостаток легко компенсируется все тем же круговым обходом.
Если вам удастся спроектировать «служебный» коридор, идущий параллельно анфиладе, то любую из комнат можно закрыть и обойти ее по коридору. Коридор этот, кстати, может быть не просто коридором, а тоже анфиладой, в которой можно разместить подсобные помещения: гардеробную, кладовую и ванную комнату, замыкающую вторую анфиладу.
В своем проекте «Северный свет» я использовала анфиладную планировку, чтобы функционально зонировать квартиру, разделив ее на взрослую и детскую «половины». А также чтобы проявить особенный красивый свет, льющийся из множества окон этой квартиры.
Как работать с анфиладной планировкой? Все зависит от индивидуальных пожеланий. Учитывается количество человек в семье, количество детей. Но всегда сохраняется главный принцип: гостиная – это центральное помещение анфилады. Поэтому ванные комнаты, гардеробные, спальни и детские смещаются в дальний блок (и могут образовывать свою анфиладу). Центральной же в доме остается так называемая парадная анфилада: зал – гостиная – кабинет.
В нашей практике было несколько проектов с анфиладной планировкой и однажды нам довелось даже поработать с классическим пространством. Мы восстанавливали старинную усадьбу, оригинальной планировки не сохранилось, чертежей тоже не осталось, поэтому мы работали, можно сказать, с чистого листа, применяя принципы анфилады к современным реалиям.
На первом этаже комнаты были объединены с соблюдением главных принципов, и получилась парадная анфилада: зал, овальная гостиная, парадная столовая – комнаты, предназначенные для большого количества людей, для приемов.
А второй этаж – это хозяйская часть, и здесь потребовалось вносить коррективы, отступая от канонов, потому что заказчики хотели современное пространство, комфортное для жизни их семьи. Поэтому мы ушли от классической планировки, где кабинет был внизу, а спальня была изолированной. Мы соединили кабинет, спальню и присоединили к ним ванную и гардеробную. То есть проходной оказалась спальня.
Второй проект – мансардное помещение, где анфиладная планировка оказалась оптимальным решением для требований заказчика: семья с детьми, и нужно было общее пространство для того, чтобы все члены семьи могли быть вместе, рядом.
Поэтому задумана была планировка, где из холла – вход в большую гостиную, в которой мы соединили кухню, столовую и гостиную, справа из этого помещения – вход в детскую, а слева – спальный блок, с ванной и гардеробной.
Третий наш объект с анфиладной планировкой – это квартира в Петербурге в доходном доме. Там была так называемая парковая анфилада, когда окна выходят на парк. И владельцы хотели сохранить этот принцип.
Определенную сложность представляло расположение квартиры в левом крыле дома: из холла – проход в гостиную, а дальше две комнаты шли по правую руку. Поэтому, чтобы сохранить принцип анфилады, мы сделали ложные двери в спальне и гостиной, что позволило создать визуальную игру и эффект расширения пространства.
На обложке: дизайн-проект Ирины Крашенинниковой.