Вместе со Станиславом Ореховым собрали 10 самых распространенных и частых ошибок, которые можно совершить в процессе создания визуализации. Если вы дизайнер и только начинаете работать в этой области, эти рекомендации могут быть вам полезны.
1. Не иметь подготовленной базы
Начиная работу над новым проектом в 3d, нужно понимать, что на первом этапе клиент не требует от вас полной демонстрации проекта с подбором мебели, цветов и артикулов. А значит на первой стадии достаточно показать концепцию. При правильной подаче и предварительной работе с клиентом часто она будет принята без существенных изменений.
При создании этой концепции нет никакой необходимости моделировать предметы, подобранные по каталогу, включая мебель и аксессуары. Если вы будете это делать, время на создание изображения легко может превзойти сам дизайн, став бессмысленным занятием. Вместо этого, пользуйтесь заготовками: базами текстур, современной и классической мебели, материалов, аксессуаров, полностью готовых сцен.
Работая как профессионал, вы обязаны подготовиться заранее и иметь весь этот набор в своем арсенале, чтобы быстро комбинировать нужные элементы, не занимаясь технической работой по поиску, когда время на проект ограничено и, помимо визуализации, у вас есть множество других дел. Такой подход сразу сильно ускорит вашу работу.
2. Делать объекты мебели самому
Даже если клиент требует не просто концепцию, а показать в проекте уже подобранную им мебель, не занимайтесь ее моделированием. Сейчас существуют огромные базы ресурсов с бесплатными и очень дешевыми моделями мебели, которые включают всех основных мировых производителей и стандартные классические типы. В случае самостоятельного моделинга, дизайнер тратит на одно кресло или диван столько времени, сколько ушло бы на создание дизайна и воплощение в 3d целой комнаты без фурнитуры. Это неоправданный и никому не нужный труд.
Если вам все же нужно создать эксклюзивную сложную мебель, отсутствующую в базах, проще заказать ее изготовление профессиональному моделеру, который сделает ее максимально быстро и недорого. Настолько недорого, что иногда проще даже не вспоминать о том, в какой папке у вас была подобная модель, а заказать полный набор для всей квартиры. Обычно у дизайнера есть на это бюджет, полученный от заказчика именно на визуализацию, если дизайнер предлагает эту услугу. Желание все делать самому, даже если вы это умеете (особенно если вы это умеете), необходимо искоренять.
3. Чрезмерное увлечение изучением программы 3d max и Vray
Поверьте, вам не нужно знать 100% программных функций и кнопок 3d max. Это будет даже не 50%. Вы будете шокированы, но по моим оценкам можно запомнить 3–5% и этого будет достаточно для быстрой и плодотворной работы. Важно знать, какие именно 3–5% понадобятся именно вам, дизайнерам, в работе над интерьерами. Если кратко, то это операции простого моделинга на основе сплайнов, а также модификатора выдавливания и формы.
Если вы новичок – развивайтесь в этом направлении. То же самое касается и Vray (внешнего модуля настройки света). На данный момент уже разработан практически идеальный способ визуализации. Зависимость от мощности компьютера минимальная. Можно просто применять запрограммированные заранее настройки и, самое главное, логику света. Изображения будут высокого качества, готовые для демонстрации клиенту.
4. Отсутствие четкого алгоритма работы
Часто именно последовательность действий определяет скорость и отсутствие метаний из стороны в сторону и, как следствие, потерю времени на всем проекте. Непоследовательность, перескакивание с одного раздела на другой в процессе работы может надолго затянуть работу в 3d и дизайн-проект в целом. Например, настройка света и материалов на этапе создания геометрии – совсем лишний шаг.
Понятно, что многим заранее хочется посмотреть, что получится в итоге, но по правде говоря, это бессмысленно: освещение еще раз поменяется после наложения окончательных текстур и добавления всей необходимой мебели, а также искусственных источников света. Исключение – белая модель для согласования геометрии с клиентом на первом эскизном этапе. Ее можно сделать на самой первой стадии только с дневным светом. Этого будет достаточно.
5. Чрезмерное доверие подрядчикам
В том случае если дизайнер решается на делегирование части или всего проекта целиком, в большинстве случаев его ожидают совсем не радостные приключения. Как правило, проект не будет сделан полностью по заданию, либо не будет сделан в срок, либо не будет того качества, которое ожидается, а ваш подрядчик будет уверять, что вот-вот еще чуть-чуть – и все готово. Не верьте словам – проверяйте факты.
При делегировании необходимо не только создать, но и постоянно использовать систему выдачи задания и принятия результата. Для этого нужно самому разбираться в деталях, чтобы понимать, что принимаете и какие ошибки может совершить моделер.
Сразу скажу, что по статистике, при стандартном поиске методом перехода примерно 1 из 20 человек оказывается более-менее вменяемым и подходящим для работы. Сегодня не проблема найти исполнителя: 3D занимаются все, даже школьники. Проблема найти того, кто будет отвечать заявленным требованиям и действительно качественно и, главное, вовремя сдавать свою работу.
6. Бесплатное переделывание работы по желанию клиента
Серьезная проблема для начинающих. С ней столкнулся и я. Когда клиент перебирает варианты не методом обсуждения, а просьбами показать в 3d наглядно. Таким образом может быть переделано 1–2 и даже 5 вариантов, а потом обычно идет возвращение к первому или второму, делая всю последующую работу напрасной. Важно до начала работы объяснить клиенту цель создания 3d.
Она не в том, чтобы посмотреть варианты, а в том, чтобы окончательно утвердить выбранную идею. Это тонкая грань работы, которой нужно тактично держаться. А соблюдать ее без риска потерять клиента поможет предварительный подробный анализ.
7. Увлеченность деталями
Очень часто, освоив программу 3d max, мы увлекаемся мелочами, создавая не столько изображения для согласования, сколько работая над техническими деталями или незначительными улучшениями, забывая про время. На это увлекательное занятие могут уйти часы или ночи (у меня это было так). И картинки по технологии получаются очень живые и активные, но всего на пару процентов лучше того, что было почти идеальным несколько часов назад.
Эти изменения могут отследить только профессиональные 3d-визуализаторы. Дизайнерам желательно в первую очередь сосредоточиться на композиции кадра, камере, свете – всем том, что покажет заказчику именно идею интерьера, а не умение владеть программой. Идеальная детализация и художественная подача тоже необходима, но это отдельная профессия и отдельная работа. Для печати, выставок, баннеров, рекламы. Это не работа дизайнера. Не нужно мешать эти две категории.
Часто бывает, что хорошо овладев программой, трудно устоять от соблазна вникнуть во все детали и пуститься в эксперименты, но рекомендую понимать, зачем вы это делаете – по необходимости или для собственного удовольствия. Для работы или хобби? Постоянно задавая себе этот вопрос, вы сможете контролировать ситуацию.
8. Низкая скорость работы
Если вы решили делать визуализацию самостоятельно, то позаботьтесь о скорости. При неоптимальном подходе можно потратить намного больше времени на создание 3d, чем этого требует проект и ситуация. Лучше всего выбрать и отработать на практике вашу последовательность работы. Что-то вы делаете сами, что-то ваши помощники, какие-то элементы для вас критически важны, другие можно заменить на аналоги из готовой базы.
Такое распределение еще до начала работы очень помогает и избавляет от лишних действий в процессе. Особенно когда до сдачи очередного этапа остается пара часов, а у вас еще не готова финальная редакция изображения. И вы идете к заказчику или с недоделанным вариантом, или переносите встречу. И первое, и второе автоматически снижает ваш авторитет в глазах клиента.
9. Демонстрация незаконченного или промежуточного варианта визуализации
Не делайте этого никогда. Полностью доведите проект, убедитесь, что вам как дизайнеру все нравится, и только после этого показывайте на согласование. Предварительные варианты могут работать, но не в случае с 3d-графикой в 3d max. Дело в том, что вы создаете фотореалистичное изображение и клиент даже не по своей воле будет оценивать его как готовое.
На пальцах не получится объяснить, что здесь свет не полностью настроен, плитка будет блестеть не как пластмасса, а как керамика, что это не большое коричневое пятно на полу, а паркет цвета венге. Все это нужно прорабатывать полностью. Другое дело, если вы показываете эскизную подачу в sketchup или белую модель. Там подойдут схемы. Демонстрация клиенту незаконченного варианта визуализации грозит тем, что заказчик может начать менять интерьер, так как он по ощущениям будет некомфортен. Или еще хуже для вас – заказчик усомнится в правильности выбора дизайнера.
10. Отсутствие визуализации
Визуализация – стандартная услуга, помогающая и заказчику, и дизайнеру быстрее найти общий язык и согласовать проект. Ни одна другая технология не показывает правильное распределение света в пространстве, даже скрытом, а также блеск материалов отделки. Часто светодизайн и отражения делают до 50% эффекта и дизайна интерьера.
С визуализацией вам не придется рассказывать все на словах – просто покажите, как ваша задумка выглядит в реальности. Согласование будет максимально быстрым. Тем более овладеть этой технологией сейчас совсем не сложно.
3 правила успешной работы дизайнера в визуализации
1. Создавать дизайн сразу в 3d
Это самый классный способ проектирования. Вы работаете сразу в 2 направлениях: создаете задание для ваших подрядчиков (3d-модель) и одновременно для себя и клиента. В 3d-модели сразу можно заложить инженерные коммуникации, проверить все стыки во всех измерениях и узлах: закарнизный свет, примыкание потолка к стене, посмотреть, как будет выглядеть решетка вентиляции и многие другие детали.
При правильном подходе (знание программ, наличие баз моделей, согласованной идеи) скорость такого проектирования возрастает во много раз. Вместо месяца, на дизайн уходит несколько дней.
2. Делегирование рутины
Я крайне рекомендую нанимать помощников для рутины. По-хорошему, задача и компетенция дизайнера сводится к 2 видам творческой деятельности:
- общение с клиентом, понимание задачи, сдача работы;
- создание и согласование концепции дизайна на основе данных, полученных из общения с клиентом.
Третья, организационная роль дизайнера заменяет остальные этапы при выполнении полного дизайн-проекта. Все неключевые задачи дизайнера мы рекомендуем делегировать. Чем больше дизайнер занимается своими главными задачами, тем больше проектов он может вести без ущерба качеству и срыва сроков, с наличием отдыха, а не бессонных ночей.
3. Качественная постановка кадра, внимание к деталям и настройка света
То, за что на самом деле платят визуализаторам. Это до 20% стоимости проекта. Если вы делаете визуализацию самостоятельно, советую начать работу с приобретения этого навыка. И если постановка камеры и внимание к мелочам уже в области вашей компетенции, то создание качественного освещения в 3d max может сильно ускорить все процессы создания дизайна. Настройка света в готовой сцене у профессионала занимает примерно 20 минут. И эти 20 минут самые важные в работе визуализатора. То, на что уходят не только ваши деньги, но и время, затрачиваемое на делегирование и контроль.
Овладеть этим инструментом будет полезно каждому дизайнеру. Вы сможете полностью выполнить свой проект, даже если у вас совсем не будет помощников. Такая универсальность, с одной стороны, противоречит предыдущему пункту о делегировании, но с другой – дает необходимую уверенность в своих силах и понимание того, что даже если вас подведут все подрядчики, вы все равно доделаете и согласуете проект для клиента.