О том, что Дом на Набережной (он же Дом Правительства, он же Дом ЦИК и СНК СССР) – рекордсмен по количеству мрачных историй, связанных с репрессиями жильцов, кажется, знают все. Но когда-то именно этот Дом воплощал в себе мечты о светлом будущем. Архитектор Борис Иофан в 1931 году реализовал удивительный проект: коммуну по идеологии и элитный жилой комплекс по факту. Здесь были применены передовые инженерно-архитектурные новации, а развитие инфраструктуры достигло невиданных высот. Каких именно? Рассказывает Айрат Багаутдинов, основатель образовательного проекта «Москва глазами инженера».
Невероятно развитая инфраструктура – город в городе
На момент своей постройки Дом оказался самым большим не только в СССР, но и в Европе. Это был жилой комплекс будущего со своими кинотеатром («Ударник»), клубом (ныне Театр эстрады), продовольственным универмагом, прачечной, столовой, поликлиникой, почтой, сберкассой, телеграфом и детским садом. Причем из некоторых подъездов в детсад можно было спускаться прямо на лифте.
При общепринятой в СССР норме в 4,5 квадратного метра на человека здешние привилегированные жильцы получали квартиры площадью 80, 150 и 200 квадратных метров. Это и по нынешним меркам очень прилично, а уж тогда было и вовсе чем-то невиданным (вспомните квартиры-ячейки в Доме Наркомфина или доме-коммуне Текстильного института).
Самую маленькую площадь имели кухни – около 5 квадратов. Предполагалось, что советский человек не должен тратить время на приготовление еды – питаться надлежит в общественных столовых (эта идея в том или ином виде воплощалась во всех ЖК эпохи конструктивизма).
Подъезд № 11 – нежилой, в нем нет ни квартир, ни лифтов, только лестница и окна. Этот факт породил сотни мифов, связанных с НКВД, прослушкой и замурованными жителями. Но причина появления столь странного пространства прозаична: в последний момент потребовалось увеличить метраж некоторых квартир, и жилье 11-го подъезда попросту поделили между соседними 10-м и 12-м.
Впервые в Москве – круглосуточное горячее водоснабжение, центральное отопление и мусоропровод
Специально для Дома была разработана новаторская система переработки отходов. В стене каждой кухни была небольшая железная дверь, в ней выдающийся полуцилиндр, а в нем стоял такой же формы бак, куда и надлежало выбрасывать мусор. Два раза в день ездил лифт, забирал полный бак и ставил пустой. Разумеется, эта система подпитывала легенды о тотальной слежке: мол, чекисты не только просматривали мусор, но и могли в любой момент проникнуть в квартиру через кухонный лифт.
Типовая мебель
Архитектор Борис Иофан не только построил дом, но и сконструировал мебель для его квартир, подсобных помещений, Дома культуры, детского сада, магазина, парикмахерской, кинотеатра «Ударник» и даже сберкассы. Мебель тяжелая, монументальная, из мореного дуба и темно-коричневого ледерина. Вновь прибывший квартирант получал все – от пачки салфеток и рулона туалетной бумаги до набора посуды из серебра и фарфоровых сервизов. Выезжая (как правило, не по собственному желанию), жильцы не имели права забирать эти вещи с собой.
Инженерные новации
Здесь впервые опробовали унифицированные сборные строительные материалы, оригинальные безбалочные перекрытия в форме усеченных пирамид (ими Иофан особенно гордился), а театральный зал клуба имени А. Рыкова имел самое большое на тот момент купольное перекрытие в нашей стране – его диаметр составлял 32 м, а толщина – всего 9 см. Что касается архитектуры, то она относится к переходному периоду – это уже не конструктивизм, но и до сталинского неоклассицизма еще далеко.
Фото на обложке: Антон Денисов, РИА-Новости