Дано: старый дом, каменные стены с неровной кладкой, историческое архитектурное окружение, горы и леса на дальнем фоне. Задача: достроить жилой этаж, увеличить дом в рамках исходной планировки, придать ему современную форму, но сохранить традиционный испанский колорит. Решение – проект архитекторов нью-йоркской студии Cadaval & Solà-Morales в испанских Пиренеях.
Как встроиться в историческую перспективу
Как в любой испанской деревне, дома в долине Валь-д'Аран построены из песчаника, имеют маленькие окна, массивные очертания, высокие двускатные крыши, покрытые черепицей. Примерно так же выглядела и старая постройка. Одним из главных условий было вписать обновленный дом в ландшафт таким образом, чтобы он не диссонировал с окружающими строениями.
Было решено опираться на две вертикали – существующие каменные стены, одна выше другой. В то время как интерьеры на этажах растянуты по горизонтали. Объем надстроенного этажа похож на кристалл неправильной формы: один из скатов крыши опирается не на исходную стену, а на невысокое ребро, слегка наклоненное к центру мансарды.
В этой наклонной низкой стене между балками располагается длинный ряд окон – они традиционно небольшие по размеру, и с фасада здания не «считываются» как нечто необычное. Зато изнутри они наполняют мансарду светом и открывают потрясающий вид на долину. Роль дополнительного плафона выполняет лента узких окон под самым коньком. А торцевые стены мансарды полностью застеклены – так что с определенных точек обзора новый дом показывает не «исторические» стороны, а оборачивается высокотехнологичным силуэтом, стеклянной башней, чья выразительная внешность напоминает горные пики.
Сэндвич-интерьер: горизонтальные пространства
Существующие каменные стены, выстроенные методом сухой кладки без растворов, отлично выдерживают надстройку без дополнительного усиления. Поэтому два горизонтальных объема, расположенных в двух этажах друг над другом, организованы по принципу открытого пространства, в них нет перегородок.
Это, по сути, два разных дома, новый и старый: в цокольном этаже с минимальным количеством окон расположены гостиная, спальня, кухня и комната отдыха. В закрытом кубе-контейнере спрятаны санузел, гостевая спальня и гардеробная. Наверху есть такой же контейнер с санузлом и гардеробной, а освещенное многочисленными окнами свободное пространство поделено между кухней-островом у одного торца, гостиной и столовой посередине и спальней у противоположной стеклянной стены.
В цокольном этаже после длительных расчетов было принято решение – для увеличения освещенности сделать большой проем, ведущий на мощеную камнем террасу.
Экологический футуризм для цоколя и мансарды
Интерьеры обоих этажей выдержаны в едином стиле – это ультрасовременные минималистичные композиции из отделки, мебели и декора. Четкие линии и архитектурные формы диванов, кресел, стульев, целых кухонных островов и столовых групп смотрелись бы как экспонаты музея будущего – если бы не цвета и материалы. Напольное покрытие – единое для нижнего и верхнего этажей, оно наполняет пространство теплотой и уютом. Мягкая мебель и ковры – темных и насыщенных ярких оттенков, с заметным бархатистым грифом – выступают в роли контрастных акцентов. Как и ярко-желтые и темно-серые шкафы на втором этаже, черные стены короба в подвальном помещении – высота белых стен и потолков без них смотрелась бы стерильно.
В нижнем этаже графики в интерьер добавляют черные оконные переплеты и дизайнерский камин – он будто бы парит в воздухе. Во втором этаже, напротив, камин становится декоративной перегородкой: закрытый белой обшивкой дымоход перекрывает перспективу помещения, а двустороннее остекление топки превращает камин в интерьерное окно.