На 20-й, юбилейной парижской выставке Maison & Objet дизайнером года был назван Оки Сато (лидер дизайн-студии Nendo) – человек с японским подходом и мышлением. Неудивительно, что главной тенденцией в мире дизайна стало создание вещей, которые влекут за собой не потребление, а переживание. И современный дизайн действительно невозможен без эмоционального отклика.
Специально для читателей InMyRoom дизайн-критик Ольга Косырева рассказала о подробностях и ключевых тенденциях, заявленных на Maison & Objet 2015.
Ольга Косырева – cооснователь «Дизайн-лектория», эксперт в области дизайна, известный дизайн-критик,
лектор, журналист и редактор с более чем 15-летним опытом работы в популярных,
деловых и интерьерных изданиях. Кандидат филологических наук.
Куда движется дизайн? Новые идеи, которые влияют на то, как обставляется современный дом
Три основные тенденции, как всегда, обозначили главные французские трендсеттеры – Франсуа Бернар, Элизабет Лериш и Винсент Грегуара. В этом году они превозносят творения природы, ручную работу и технологические новинки. Но обо всем по порядку.
Nature Made: научные
изыскания
Идея: понимание и использование природных процессов для создания интерьерных или декоративных объектов – главная задача дизайнеров-ученых, которая, похоже, обречена на успех.
Реализация: дуэт дизайнеров Коринн Муллер и Петра Олежковича решил поработать с кристаллами соли – в результате появились плафоны для светильников под названием Best Before: они приглушают свет ламп и создают особенный декоративный эффект.
Голландец Лекс Потт вспомнил уроки химии и представил миру яркие металлические панели, цвета которых получены за счет взаимодействия разных металлов и солей. А Анне Тен Донкелар удивила проектом Broken Butterflies. Дизайнер добавила к остаткам крыльев бабочек акварельную живопись, вышивку, золото, старинные карты и даже миниатюрный воздушный шар, таким образом не только подарив им вторую жизнь, но и создав необычные предметы декора.
Но одним из самых интересных объектов инсталляции Франсуа Бернара стало созданное с помощью мицелл гриба кресло из измельченных в пыль органических отходов. Дизайнер Эрик Кларенбек нашел способ превратить органическую пыль в клейстер и направить движение мицелл таким образом, чтобы получился предмет с оригинальной формой.
Human Made: продвинутая
ручная работа
Идея: не желая работать с индустриальным производством, дизайнеры становятся ремесленниками-криэйторами и получают на выходе продукт нового качества – вещь, сделанную не просто своими руками, но и своими умом и талантом.
Реализация: в поддержку нового направления дизайнер Паоло Улиан изготовил мраморные вазы-полуфабрикаты Introverso. Придать им индивидуальную форму можно и нужно самостоятельно: просто берете в руки молоток.
А вот студентка школы ECAL Серайна Ларейда наглядно демонстрирует эволюцию ручного труда и материала при помощи текстиля: ближе к краям ковра Metamorphosis пряжа высокого качества превращается в необработанную шерсть.
Еще один интересный шаг криэйторов – адаптация существующей столетия ручной технологии к конкретному предмету: так, профессионалы комбинируют в одном изделии приемы работы с кожей и керамикой или с деревом и тканью. Выглядит очень по-новому.
Techno Made: технические чудеса
Идея: супертехнологичные предметы способны не только облегчить нашу жизнь, но и поразить функциональностью, способностью стать эффектным предметом декора и даже наладить вашу личную жизнь.
Реализация: очки-телевизор, беспроводные наушники, видеокамера с дополнительной функцией анализа состава воздуха, мультиварка, занимающая площадь не больше листа А4 – лишь некоторые ноу-хау, подтверждающие, что будущее уже наступило. Внимание привлекли и яркий антипод серой и громоздкой офисной оргтехники – компьютер Kubb понятной формы, со стороной около 15 см и выполненный в разных цветах; и напечатанная на 3D-принтере аудиоустановка Power of love (дизайнер Матье Леаннер в сотрудничестве с Франсуа Бруменом) в виде пламени с двумя разъемами для наушников (помимо технической стороны предмет удивляет и всем понятным эмоциональным аспектом); и, в конце концов, робот-пылесос от Dyson, управлять которым можно даже находясь на другом континенте.
Главные тренды-2015 – какие они? Актуальные цвета,
паттерны, формы и свет
В этом году дизайнеры делают ставку на новые колористические тандемы, возводят на пьедестал теплые желтые металлы и осовременивают функционализм середины 20-х годов. Впрочем, есть и другие знаковые тенденции...
Гамма сине-зеленого
Цветовая волна – от синего к бирюзе
Безусловный фаворит 2015 года – глубокий сине-зеленый оттенок, который активно присутствовал если не в коллекциях мебельных брендов, то в аксессуарах, текстиле и оформлении стендов.
Горчичный желтый
Как дополнение к модному синему
Авангардные компании в свою очередь сделали акцент на желтый (например, компания Ibride) и не прогадали: вылинявший синий в сочетании с глухим желтым смотрится очень эффектно.
Оттенки бледно-розового
Пастельное настроение продолжается
Оттенки розового, бледные, как будто разбавленные молоком, – еще одна важная цветовая тенденция, которая, кстати, неплохо гармонирует и с глубоким сине-зеленым цветом. Однако особенно деликатен колористический микс французских компаний (например, Cinna): они грамотно сочетают бледно-розовый с серым и изящными оттенками – серо-сиреневым и бледно-лавандовым.
Майамский стиль
Цвета, гламур и буржуазность в лучших традициях Келли Уэстлер
Как будто в противовес сонной пастели некоторые дизайнеры сделали ставку на сумасшедшие в своей яркости цвета и геометризм – например, американская Jonathan Adler или ряд португальских брендов во главе с Boca do Lobo. В майямском безумии участвовали даже компании, ранее не замеченные в особой любви к тропикам, например, нидерландский Pols Potten и итальянский Seletti.
Латунь, бронза, медь
Теплые, желтые мягкие металлы остаются в центре внимания
Пожалуй, самые любимые дизайнерами материалы вот уже на протяжении двух-трех лет. Самый последовательный приверженец латуни – британский дизайнер Том Диксон и его компания Tom Dixon. В этом году стоит отметить новые светильники изящных форм и ажурные каркасы для столов, которые с легкостью держат массивные столешницы.
Светодиоды
Революция в области освещения
Увидев инсталляцию французской компании Blackbody, сомневаться в притягательном эффекте светодиодов и их потенциале в построении сложных пространств больше просто невозможно. Точечные светильники на подвесах разной высоты, светящиеся панели и зеркала создают иллюзию расширения пространства, а также отвечают не только за декоративный эффект, но и за эмоциональный: ощущение волшебства невероятно сильное.
Шинуазри, икат и европейские паттерны
Традиционные мотивы в новой интерпретации
Крупные бренды-трендсеттеры решили смиксовать и осовременить классические мотивы. Так, Hermes выпустил новый сервиз – настоящее событие в области декора и сервировки стола. В рамках одного сета французские декораторы смело скомпоновали различные паттерны – шинуазри, икат – и осовременили их. Новая коллекция Missoni визуально также пересекается с икатом, хотя в действительности узор – классические зигзаги бренда. А вот сервиз от Ralph Lauren на первый взгляд напоминает гжель или дельфт, однако на самом деле и здесь старая традиция переосмыслена и подана в новом концептуальном дизайнерском ключе: фоном для тонко прорисованных цветов стала как будто потертая джинса, «варенка».
Развитие стиля послевоенных десятилетий
Рафинированная ИКЕА
По-прежнему много коллекций, представленных на выставке, явно были вдохновлены 1950-ми годами. Тонкие ножки, светлое дерево, легкие силуэты, скругленность, плавность линий – дизайнеры осовременивают функционализм прошлого века и добавляют скандинавских мотивов. Одно из ярких впечатлений – стенд крупной португальской компании De La Espada. Бренд активно работает с современными дизайнерами, позволяя им выпускать мебель под своим именем. Коллекцию Nichetto создал итальянский дизайнер Лука Никетто. Его мебель выполнена в духе буржуазного модернизма: это и используемые в качестве обивки роскошный бархат, и мягкие сложные цвета, и плавные, красивые линии деревянных изделий. Этакая рафинированная ИКЕА