В правильном интерьере важна каждая деталь. Чем более спонтанно и естественно выглядит дизайн, тем больше сил вложено в его создание, а за кажущейся естественностью и легкостью всегда стоят продуманность и целесообразность.
Поэтому говорят, что работа истинно талантливого дизайнера не видна — все так, как и должно быть, ни убавить ни прибавить.
Внешний вид и расположение предметов, их сочетание по цвету и форме, зрительные взаимосвязи больших и маленьких деталей между собой — все это создает ту характерную гармонию в интерьере, которая чувствуется даже непосвященными.
Как создать визуально сбалансированное пространство?
Беспроигрышный вариант — выстроить интерьерную композицию с одним композиционным центром. Хорошим примером такого центра может служить контрастное с общим фоном цветовое пятно: картина, постер, окрашенная часть поверхности. Эффектный акцент выстраивает вокруг себя все остальное окружение.
Пример №1: мультиколор и острые углы
На спокойном серо-бежевом фоне дизайнер расположил очень яркий и очень большой постер. Обратите внимание — он тут не одинок. Экстравагантные свечи, обложки книг на переднем плане и ковер точно попадают в оттенки постера.
Разнонаправленные острые треугольники привносят в эту гостиную взрывную динамику, даже скорость, молодость, сочность. Вальяжный круглый диван и бархатный ковер подпадают под их влияние и тоже оказываются в тонусе — в итоге весь интерьер строится вокруг игольчатого мультиколорного постера.
Пример №2:
классическое и современное
Симметрично расположенные с двух сторон дивана картины и торшеры делают композицию устойчивой
и спокойной. Они едва заметны
рядом с картиной, изображающей
перспективное удаление вглубь, как будто в точку
схода, и задающей помещению равномерный
ритм. Прямые линии картины и дивана
противопоставлены мягким изгибам кресел
и витиеватым петлям ножек журнального
столика.
В этой солнечной гостиной
власть сине-зеленых квадратов на стене
бесспорна.
Картина напоминает нам, что классические очертания других предметов здесь — это только первый план восприятия, а на самом деле комната современна, прогрессивна и даже авангардна.
Благодаря цветовым "мостикам" (оттенки картины и обивки мебели совпадают) разные по стилю действующие лица в этой интерьерной пьесе играют слаженно и хорошо иллюстрируют актуальное направление в современном дизайне — неоклассику или "облегченную классику".
Пример №3: сюжетное разнообразие
Когда смотришь на этот интерьер, чувствуешь уверенность и определенность. Здесь нет места сомнениям и колебаниям, здесь царство тишины. Оттенки акварельных рисунков, ковра, дивана, столика и даже мелких аксессуаров выверены с точностью живописца — и эти цветовые "мостики" соединяют разные элементы в одну картинку, в единую композицию. Это было бы даже слишком хорошо, если бы не акварель на стене.
Шесть рисунков имеют разный сюжет, и это вносит в интерьер то недостающее разнообразие, без которого он выглядел бы скучно. Разные сюжеты в одной цветовой гамме — в этом решении дизайнера одновременно и объединяющее, и разъединяющее начало.
Взгляд переходит от рисунка к рисунку, сравнивая и оценивая, отмечая сходства и различия. Одно художественное полотно не содержало бы такого динамического потенциала и упростило бы интерьер.
Пример №4: неустойчивый геометризм
Выбрав почти ахроматическую гамму, автор этого проекта усложнил себе задачу: черно-белое ведь часто воспринимается слишком строгим и однообразным.
Едва заметный оттенок индиго, в который окрашены темные элементы, улавливается с трудом. Но именно на таком фоне выигрышно смотрится синяя софа — она почти светится.
Слишком основательным и слишком понятным был бы этот интерьер, если бы не геометрические фигуры на стене. Они находятся в таких неустойчивых положениях, что не заскучаешь. Круг и треугольник в подвешенном состоянии, а треугольник еще и опущен вершиной вниз, готовый вот-вот упасть в сторону.
Визуальный акцент решен за счет формы, выделение контрастным цветом отсутствует, геометрические фигуры в той же гамме, что и весь интерьер, при этом в образ заложена динамичность большой силы.
Пример №5: легкое и тяжелое?
Такое противоречие встретишь не часто, не правда ли? Стеклянная столешница как огромный слой прозрачного горного хрусталя на свитых в клубок мощных корягах, сверху белый постер на белой же стене, на нем чуть захваченная фотографом верхушка купола с тонким шпилем. И сбоку — несерьезная ваза с шутом на крышке.
Основательные ноги зрительно тянут композицию вниз. Тонкие линии купола и шпиля — устремляют ее вверх. Изображение на постере асимметрично и расположено внизу в наклонном положении, взгляд невольно следует за очертаниями и неожиданно оказывается на самой верхушке — на шпиле.
И тут — удивительное дело! — вдруг коряги перестают перевешивать, мы наверху огромного купола, а коряги где-то там, внизу на земле. Но стоит опустить взгляд — и вновь чувствуется тяжесть экзотического подстолья "хрустального" стола.
Так и живут все эти декоративные детали — в вечной борьбе противоположностей. И только шутливая ваза на время примиряет борьбу легкого и тяжелого — пока на нее смотришь.
Пример №6: цвет без поддержки и стереоэффект
Огромное панно во всю стену с акварельными разводами — и без единого цветового "мостика" к другим предметам мебели, текстиля и декора. Почему? Так достигается максимальное акцентирование внимания именно на этой стене, а остальные предметы, по мысли дизайнера, должны прятаться и служить нейтральным фоном.
Интересное решение — светло-серые треугольники поверх акварели. Они как раз связаны с общим цветовым решением интерьера. Треугольники буквально летят в пространстве, создавая дополнительный план на разноцветном фоне. Они как будто вылетают за пределы панно, придавая ему стереоэффект, который не был бы таким явным, если бы у треугольников не возникало визуальных цветовых связей с окружением.
Пример №7: черный квадрат и эмоции
Черный квадрат с позитивным эмоциональным наполнением — как вам? Милые зверушки — это всегда добрый эмоциональный заряд.
Выходящие из тьмы пушистые овечки двигаются прямо к зрителю, заставляя улыбаться даже совсем равнодушного к животным человека. Но каково обрамление!
Квадрат считается самой "тяжелой" из фигур, здесь тяжесть еще и усилена черным цветом. Его границы на белом фоне очерчены четко и решительно — вот она, найденная мера строгости, без которой овечки смотрелись бы слишком гламурно.
Здесь идея не предполагала исключительно женственной атмосферы, поэтому сочетание "тяжелого" квадрата и милых животных на белоснежно-кремовом фоне (стены и потолок) в пустом коридоре создало одновременно и наивный, и ироничный, и таинственный, и по-своему строгий интерьер. Мохнатая лавка — это "мостик" от фотографии, только не цветовой, а фактурный.
В заключение
Продуманный интерьер, в котором обязательно присутствует "идейное" обоснование, – почему эта вещь именно такая и находится именно здесь, какова ее роль – всегда выигрывает перед спонтанным "просто нравится", потому что может не только создать, но и передать зрителю художественный образ, а это уже искусство. А какое "идейное" обоснование заложено здесь?.. Как думаете?