История дизайна – совсем не скучная наука, состоящая из дат и формул. Ее делали люди, которые жили среди людей и работали для людей. Поэтому порой она способна поведать нам сюжеты, достойные женских романов и политических памфлетов.
Вот всего 5 из них, которые рассказывает на своих лекциях соорганизатор "Дизайн-лектория" Ольга Косырева, но и этих пяти достаточно, чтобы убедиться: в дизайне история никогда не выходит из моды. Она превращается в легенды, которые населяют наши дома.
Вот несколько легенд из мира дизайна
1. Столик
с замысловатым названием Е1027, дизайнер Эйлин Грей (Eileen Gray)
В истории создания столика скрыта целая любовная драма. Сделанный из стекла и металла, Е1027 был придуман в 1925-1927 годах французским дизайнером британского происхождения Эйлин
Грей (Eileen Gray). В этот момент знаменитый Ле
Корбюзье, имеющий славу первопроходца в области модернистской мебели, не сделал
еще ничего. Но Эйлин Грей была человеком скромным, даже замкнутым и, в отличие
от любившего попиариться Корбузье, к славе не стремилась. На просьбу прислать
материалы для пресс-релиза отвечала, что в этом нет никакой необходимости, а
перед смертью и вовсе сожгла весь свой архив. Она хотела, чтобы мир помнил о
ней по ее работам, – и она своего добилась: ее круглый столик с регулируемой
высотой столешницы входит в коллекции многих музеев и успешно выпускается в
наши дни немецкой компанией Classicon.
2. Мебель из гнутой клееной фанеры, придуманная Алваром Аалто ( Alvar Aalto)
Самый известный в мире финн и первопроходец модернизма в Северной Европе, архитектор и дизайнер Алвар Аалто в начале 1930-х первым придумал, как можно делать простую и функциональную мебель из гнутой клееной фанеры.
Cамо стремление Аалто к простоте и экономичности вытекало не из абстрактных лозунгов или прочитанных в иностранных журналах теоретических статей, а из привычек и повседневной практики: например, его жену Айно так раздражала необходимость доплачивать за проезд, когда трамвай въезжал в пригород, что она выходила из трамвая у городской черты и дальше шла пешком. Хотя дом их находился как раз у конечной остановки, а ее муж уже был признанным архитектором и вполне обеспеченным человеком.
Мебель Аалто оказалось настолько экономичной, что изобретенную им табуретку миллионами выпускает ИКЕА. (Справедливости ради надо сказать, что точное повторение табурета Аалто можно найти только в магазинах финской компании Artek, а ИКЕА творчески интерпретировала наследие великого дизайнера.)
3. Табурет-качалка Sella, сделанная Акилле Кастильоне (Achille Castiglioni)
Этот табурет-качалка явился отражением своего времени не по форме, а по сути. Сама идея сидеть раскачиваясь пришла великому дизайнеру и непоседливому человеку после того, как он несколько раз падал с обычных стульев, теряя равновесие в процессе разговора по телефону.
Акилле Кастильоне действительно было необходимо все время двигаться, он и свои лекции в Миланском политехническом университете в той же степени показывал жестами, что и читал: мог, например, вскочить на стол с принесенной в аудиторию скамеечкой для дойки и показывать студентам, как удобно, сидя на ней, доить воображаемую корову.
И вот, чтобы прекратить уже стулья ломать, Кастильоне собрал из подручного материала - велосипедного сиденья, металлической трубки и округлого куска металла – свою качалку. И несмотря на то что телефон теперь не стоит на столе, а разговор можно вести хоть из подземелий метро, хоть прыгая с парашютом, у Sella находятся десятки поклонников. Сейчас ее выпускает итальянская фабрика Zanotta.
4. Кресло Up, которое было создано Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) для B&B Italia
Кресло появилось в 1969 году и первоначально называлось La Mamma или La Donna. Сейчас многие видят в нем сексуальные очертания полнотелой женской фигуры, которая в сочетании с провокационным красным цветом вызывает совершенно однозначные ассоциации.
Но в эпоху секс-драгс-рок-н-ролла заложенный автором смысл был совершенно другой. Это действительно была женщина, но не секс-объект, а женщина-мать, которую ее ребенок (круглый пуфик на веревке) притягивает к земле, к дому, не давая ей учиться, работать и жить полноценной жизнью. Таковы были итальянские реалии тех лет, которые не помешали креслу стать иконой поп-арта и прославить своего автора на века.
5. Пишущая машинка "Валентина" от итальянского мэтра дизайна Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass).
Эта пишущая машинка с женским именем была создана тоже в 1969 году. Это был один из первых примеров в истории дизайна, когда вещь получила собственное имя, обычно у нее был лишь артикул или номер в каталоге. Но и сам выбор имени был знаковым - Валентиной звали героиню суперпопулярных на тот момент комиксов с эротическим подтекстом. Она носила мини-юбку, клала ноги на стол и меняла мужчин как перчатки.
Так же позиционировалась сама машинка – алая, вызывающая, эротичная, она предназначалась не для секретарш-серых мышек, а для раскованных, уверенных в себе женщин. Кстати, в продаже машинка появилась как раз в канун дня Святого Валентина – предполагалось, что она будет хорошим подарком.
Разработчики не предусмотрели одного: мужчины сами хотели ею обладать. И с тех пор этот образчик и свидетель эпохи остается одним из самых желанных трофеев для любителей дизайна. Несмотря на то что печатают теперь у нас принтеры.
Еще больше историй – на лекциях курса «История предметного дизайна», который будет проходить в зале на Киевской в офисе компании Nayada с 1 октября по 19 ноября (по вторникам) и в зале на Маяковской («Моспромпроект») 31 октября – 19 декабря (по четвергам). Темы лекций, адреса залов, информацию о записи можно посмотреть здесь.