В центре Москвы, за строительными лесами на Подсосенском переулке, скрывается настоящее сокровище — особняк Алексея Викуловича Морозова, одного из богатейших людей России начала XX века. За его фасадом таятся удивительные интерьеры: готические витражи, уникальная мебель работы Шехтеля, полотна Врубеля и... секретные комнаты, назначение которых до сих пор вызывает вопросы у историков.
Полное видео поместья Морозовых:
В особняке Морозова сохранились тайные молельни для старообрядцев;
Здание сочетает египетские мотивы, готику и элементы рококо;
После революции миллиардер жил в двух комнатах своего дома, превращенного в коммуналку;
Сейчас в здании идет реставрация, и скоро оно откроется для посетителей;
Редакция INMYROOM исследовала особняк с экспертом по истории Москвы.
В новом выпуске канала INMYROOM нам удалось проникнуть за закрытые двери этого удивительного здания и разгадать некоторые его тайны. Обо всем этом нам расскажет Катя Полякова — писатель, искусствовед и со-основательница образовательного проекта «Города & люди».
Кто такой Алексей Морозов и почему его дом так интересен?
Алексей Викулович Морозов принадлежал к четвертому поколению знаменитой купеческой династии. Его прадед, Савва Морозов, начинал как крепостной крестьянин и сумел выкупить себя и своих братьев за колоссальную по тем временам сумму — 50 000 рублей (при зарплате дворника 9 рублей).
За несколько десятилетий семья превратилась в текстильных магнатов. К 1914 году Морозовы входили в пятерку богатейших семей России по списку Forbes. Их фабрики в Орехово-Зуево работали безупречно, а условия труда считались одними из лучших в стране.
В отличие от своих родственников, увлеченных современной живописью, Алексей Викулович коллекционировал керамику, гравюры и иконы. Он отошел от управления семейным бизнесом, чтобы посвятить себя искусству и исследованиям.
Тайны за закрытыми дверями
Самая интригующая часть особняка — скрытая молельня для старообрядцев. Морозовы принадлежали к беспоповской ветви старообрядчества, и Алексей Викулович возглавлял собственную общину.
«Мы поднимаемся по лестнице, которая сейчас закрыта, — рассказывает Катя Полякова, — и видим дверь в тайную молельню. Алексей Викулович был старообрядцем и возглавлял свою общину беспоповцев, которая собиралась здесь».
Эта молельня соединялась с частью дома, где жил младший брат Алексея — Иван. Верующие могли приходить под видом гостей, а на самом деле участвовать в тайных религиозных собраниях.
Интересно, что строгая старообрядческая вера странным образом сочеталась с роскошью особняка и увлечением хозяина западноевропейским искусством. В доме можно увидеть готические элементы, маленьких гномов, горгулий и другие детали, казалось бы, несовместимые с аскетичной религией.
Подземные ходы и технические новшества
Еще одна загадка особняка — его техническое оснащение, передовое для своего времени. Шехтель, перестраивавший дом в 1895 году, внедрил здесь уникальные архитектурные решения.
«Здесь посерединке прямо находился такой высокий светильник, который проходил насквозь через стол и шел в нижний этаж», — рассказывает Катя Полякова, показывая библиотеку Алексея Морозова.
Этот светильник освещал сразу два этажа через специальное световое окно — техническое решение, которое было необычным даже для богатых домов того времени. Ведь электричество в Москве появилось только в 1882 году, всего за 13 лет до перестройки особняка.
Как египетский стиль соседствует с готикой
При входе в особняк посетителей встречает неожиданное зрелище — интерьер в египетском стиле. Здесь должны были стоять сфинксы, а зеркала обрамляла бронзовая рама по эскизам Шехтеля.
«Мы попали вдруг внезапно с эпохи Возрождения с Атлантов в какой-то удивительный мир Египта, как будто мы путешествуем в Каир, в пирамиды Луксора», — описывает Катя свои впечатления.
Это увлечение египетским стилем не случайно. После открытия Суэцкого канала, для которого Верди написал оперу «Аида», в высшем обществе распространилась мода на всё египетское. Семья Морозовых, много путешествовавшая, не осталась в стороне от этого тренда.
А уже через несколько комнат египетские мотивы сменяются готическими — с резными деревянными панелями, витражами и даже фигурками горгулий и грешников на лестнице.
Коллекция, насчитывавшая 2500 экспонатов
Особая гордость Алексея Морозова — его коллекция керамики, насчитывавшая более 2500 экспонатов. Он поставил перед собой амбициозную задачу: собрать все образцы российской керамики со времен Елизаветы Петровны, основавшей Императорский фарфоровый завод.
В коллекции были представлены изделия заводов Гарднера, Кузнецова, гжель и многое другое. После революции вся коллекция была перевезена в музей-усадьбу Кусково, где находится и сейчас, хотя уже не подписана как «Морозовская».
Трагический финал русского мецената
История Алексея Морозова закончилась трагически. После революции его выселили в коммуналку, оставив ему всего две комнаты в собственном особняке. Коллекцию забрали в государственные музеи.
Несмотря на это, он не эмигрировал, а остался в России, чтобы следить за сохранностью своей коллекции. Работая в музее, он ходил туда пешком, так как не мог позволить себе транспорт. В конце концов, он заболел и умер от простуды.
«Это история человека, который отдал всё, чтобы остаться рядом со своим детищем, со своей коллекцией, проконтролировать до конца, чтобы она была в хороших руках», — резюмирует Катя Полякова.
Что будет с особняком дальше?
Сейчас в особняке Морозова идет реставрация. Это здание принадлежит Дому народов России, и после завершения работ оно будет открыто для посещения.
«Сюда можно будет прийти на какое-то из мероприятий, на экскурсии. Реставраторы будут это всё приводить к той основе, которая была заложена ещё Шехтелем, чтобы мы почувствовали себя в той эпохе», — объясняет Катя.
Это замечательная новость для всех, кто интересуется историей Москвы и судьбами русских меценатов. Уже следующим летом мы сможем увидеть отреставрированных атлантов на фасаде и пройтись по тем же комнатам, где когда-то ходил Алексей Морозов, рассматривая свою уникальную коллекцию и принимая гостей своей тайной общины.
Обложка: Pastvu.ru