Чтобы превратить квартиру не в выставку мебели, а в продуманное и эргономичное пространство, стоит задуматься о композиции в интерьере. Есть приемы, которые помогут вам создать уютное пространство для жизни. Во всем подробнее разбираемся с художником-декоратором интерьера Анастасией Филимоновой.
Начнем с определения: композиция в интерьере — это художественная связь всех элементов в определенном пространстве, которые должны располагаться в нем в определенном порядке и количестве, чтобы поддержать общую идею гармоничного образа.
Ингредиенты интерьера, из которых составляется композиция:
- цвет;
- текстура;
- размер;
- фактура;
- форма;
- материал;
- ориентация (вертикаль/горизонталь).
Правила и приемы композиции пришли к нам из художественной среды. Основные композиционные приемы: симметрия, асимметрия, ритм, доминанта.
Симметрия
Симметрия — это равноудаленное расположение элементов относительно композиционного центра. Для создания симметричного баланса нужно определить центральную точку ровно посередине одной из стен или в центре комнаты. То есть композиционный центр — это ось, по обе стороны от которой элементы «отзеркаливают» друг друга.
Примеры симметрии в горизонтальной плоскости: две тумбочки возле кровати, стеллажи по обе стороны от окна, два дивана напротив друг друга.
Еще один пример симметрии в горизонтальной плоскости: два дивана напротив.
Симметрия воспринимается нашим глазом как гармоничная и упорядоченная композиция. Этот прием создает уравновешенность композиции не только в масштабе, но и в тоне, в цвете, в фактуре. Симметрия характерна для классических и консервативных стилей, подходит при большом масштабе комнаты.
Пример симметрии в вертикальной плоскости: высокие потолки, тогда можно повесить длинную люстру, а на стенах на уровне глаз — картины.
Симметрия в горизонтальной плоскости: стеллажи по обе стороны рабочего стола.
Асимметрия
Асимметрия — этот прием
композиции противоположен симметрии. При создании асимметричного интерьера
можно выбрать композиционный центр, смещенный от центральной точки или оси.
Этот прием отлично подходит для любого современного стиля и для любого
масштаба.
Помогают создать асимметрию: угловые диваны, мебель разной высоты,
картины и постеры, расположенные асимметрично, шторы на одну сторону, маленькие
и большие журнальные столики. Кстати, картины — это простой способ внести
асимметрию в интерьер, так как картины бывают разных форм, размеров и сюжетов.
Если вы хотите применить этот способ, то вам помогут рекомендации в этой
статье.
Пример: если с одной стороны комнаты крупный диван, с другой стороны легкий журнальный столик, то в центре для равновесия фактурный декор, комод.
Ритм
Ритму характерны закономерность и повторение. Ритм может выражаться в повторении орнамента, цвета, фактуры, размера, текстуры. Давайте разберем несколько способов использования ритма. Один из способов — повторение форм и линий. Если вам кажется какой-то предмет мебели чужеродным, то его стоит повторить. Например, вы приобрели круглый журнальный столик, а все остальные предметы мебели имеют прямые формы. В таком случае, например, вы можете повторить форму в круглом настольном или напольном светильнике. Если нет места для нового предмета, то можно подобрать полукруглые ручки на тумбе.
Простой способ использования ритма — парные предметы. Например, пара изящных торшеров по бокам комода, приставные столики по бокам дивана.
Банальный, но всегда рабочий способ создать ритм — это использование декоративных подушек. Если подушки будут перекликаться по цвету с мебелью, то они помогут объединить пространство. При этом тон подушек можно менять, например, если у вас синие шторы, то подушку можно использовать светло-синюю.
Доминанта
Доминанта является визуальным центром композиции, когда сначала внимание обращается на доминанту, а потом на другие предметы. Этот прием может выражаться с помощью масштаба и цвета мебели, орнамента, текстуры, светильников и других аксессуаров в пространстве.
Как видите, композиция — это не так сложно, как могло показаться. Эти приемы помогут вам создать цельное и гармоничное пространство.