Открытием нового магазина в столице вряд ли можно удивить. Но бутик сантехники на Ленинском проспекте заслуживает особого внимания: на первом этаже типового жилого дома появилось стильное и минималистичное пространство, органично вписанное в окружающую среду. И это неудивительно, ведь архитектором проекта был Францеск Рифе, мастер работы с формами и фактурами. Мы задали ему несколько вопросов — про работу и не только.
Как вам в Москве?
Мне тут очень нравится, я в восторге от советской архитектуры 60–70-хх годов ХХ века. И еще последние десять лет я вижу огромные изменения в городе: улицы стали наряднее и чище, а люди — более открытыми.
А помните свой самый первый проект в России?
Конечно. Хотя и прошло лет двадцать! Это был ювелирный магазин на Новом Арбате для группы Louis Vuitton. Потом были в основном частные проекты.
Самый сложный из них какой был?
Ох. Как архитектор хочу сказать, что все мои проекты были сложными. Даже самые маленькие.
Практически всегда сложность проекта создают люди, которые его согласовывают. Чем больше тех, кто согласовывает проект — тем он сложнее: каждый должен высказать свое мнение и во что бы то ни стало его отстоять.
Что вас вдохновляет?
Меня вдохновляет живопись, очень люблю Ротко. И еще древняя архитектура, которая помогает понять нынешнюю — раньше делали гораздо лучше, чем сейчас.
Самое главное качество для архитектора?
Уметь слушать.
Испанский дизайн, какой он?
Испанский дизайн — разнообразный. Особенность Испании в том, что в ней много провинций. И в каждой из них своя еда, своя культура и свой дизайн. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается тенденция к глобализации.
И для меня, как для дизайнера, очень важно сохранить особенности культуры того или иного региона.
Но в то же время не допустить, чтобы дизайн был кричаще национальным. В нем должны сохраняться лишь характерные элементы, такие тематические намеки.
Какие тренды будут в 2020-м?
Сейчас большая взаимосвязь с экологией. Всех заботит поддержание чистоты окружающей среды. Натуральные материалы, текстуры — такой природный минимализм. И в то же самое время его взаимодействие с цифровыми технологиями.
Но если технологии — это неизбежность, влияние времени, то тенденция к экологичности скорее маркетинговое решение, которое хорошо продается.
А для вас тренды важны?
Для меня не важны. И не потому, что я состоялся как дизайнер. Я считаю, что тренды — это не всегда гарант успеха или хорошего дизайна.
Любимый материал в работе?
Дерево.
Если не дизайн, то чем бы вы занимались?
Я бы хотел быть распорядителем в ресторане. В таком необычном, особенном, гастрономически интересном. Атмосфера ресторана, энергия кухни очень мне нравятся, у меня было много проектов, в которых я работал с известными шефами. И, кстати, именно у них я научился дисциплине и организованности.
Последний фильм какой посмотрели?
Ой, я мало смотрю фильмов. Вот недавно последний сезон закончил Madman. Старый, конечно, сериал, но у меня до него только руки дошли. Посмотрел с удовольствием.
Есть любимый аккаунт в Инстаграме?
Конечно! И не один. С удовольствием смотрю Инстаграмы Винсента Ван Дуйсена, Кенго Кума и Пьеро Лиссони. Это люди, которых я знаю лично. Поэтому отношусь к ним не только как к признанным авторитетам и профессионалам, но и как к близким людям. И при том, что они уже внесли огромный вклад в современный дизайн, я еще надеюсь у них многому поучиться.
У вас на мобильном какая заставка?
Это картина Лучо Фонтана, итальянского художника, который из-за европейского кризиса 1940-хх годов вынужден был уехать в Латинскую Америку. Там он создал собственную концепцию пространства: резал холсты на своих работах, добиваясь таким образом трехмерного эффекта.
Часто я начинаю свои лекции с рассказа о Фонтана — человеке, который нарушил привычное восприятие художественного произведения и в целом изменил искусство.
Идеальное начало дня — это...
Сидеть дома за моим рабочим столом с чашечкой кофе. Вроде так просто и без затей, но я так часто в разъездах, что такое утро для меня — самое желанное.
Фото: forma5.com; interioresminimalistas.com; mosbuild.com