Появлению современной городской застройки мы фактически обязаны архитектору Шарлю-Эдуарду Жаннере-Гри. Еще в 1920-х он ввел свободную планировку, придумал «ставить» дома на железобетонные столбы-опоры, чтобы задействовать место под зданием для стоянки автомобилей, а традиционной наклонной крыше с чердаком предложил более актуальную альтернативу — плоскую крышу-террасу с садом или местом для отдыха.
Сегодня архитектора называют пионером модернизма и конструктивизма, однако в свое время его идеи казались слишком смелыми. Чтобы поделиться ими с миром, в 1919 году Шарль-Эдуард вместе с товарищем начнут выпускать журнал LʼEsprit Nouveau, а свои статьи подписывать псевдонимом — Ле Корбюзье.
«Меня тянет к местам, где люди живут естественным образом», — писал Ле Корбюзье матери. На фото архитектор вместе с двоюродным братом отдыхает у залива Аркашон на юго-западном побережье Франции. 1928 год.
Ле Корбюзье осматривает стройку комплекса монастыря Ла Туретт в Лионе — свой последний проект. Архитектор спроектировал монастырь аскетичным, из грубого серого бетона. 1959 год.
«Архитектура — это моя жена, а живопись — любовница», — утверждал Ле Корбюзье. С «земной» женой Ивонн Галли архитектор познакомился в Париже в 1922 году. На фото супруги на балконе своей квартиры на 24 rue Nungesser et Coli в Париже.
Архитектор у любимого «дома отшельника», или Le Cabanon, — хижины площадью 15 квадратов, спроектированной им в Рокбрюн-Кап-Мартен, Лазурный берег, Франция.
Первый архитектурный проект — дом для члена совета школы искусств, где обучался архитектор, — Ле Корбюзье реализовал в 17 лет в соавторстве со своим учителем.
В 1925 году архитектор разработал дерзкий «План Вуазен». Он предложил снести центр Парижа, оставив только узнаваемые здания вроде Эйфелевой башни, и возвести новый город по своему замыслу.
В жизни архитектора был период, когда он целиком сконцентрировался на живописи. На фото Ле Корбюзье с Пабло Пикассо, разделявшим его художественные вкусы.
Основные идеи проектов Ле Корбюзье — спланировать город комфортным, создать в нем зеленые зоны и современную систему автомобильных дорог.
Ле Корбюзье с женой Ивонн Галли.
Здания по чертежам архитектора построены в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, Индии, Бразилии и даже в России. Это здание Центросоюза на Мясницкой улице в Москве.
Архитектор в объективе знаменитого фотографа Вилли Ризо, который, в свое время, снимал Мэрилин Монро и Уинстона Черчилля. На фото Ле Корбюзье в своей квартире-студии на 24 rue Nungesser et Coli в Париже. 1953 год.
«Быть современным — это не мода, это состояние, — считал Ле Корбюзье. — Каждый из нас должен принимать условия, в которых живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор».
Строгий темный костюм, бабочка и круглые роговые очки — внешний облик Ле Корбюзье стал таким же узнаваемым, как и его архитектурный почерк.
Архитектор утверждал, что предпочитает рисовать, нежели разговаривать: «Рисунок быстрее и оставляет меньше места для лжи».
«Архитектура — это циркуляция», — говорил Ле Корбюзье и планировал для своих зданий много окон, предусматривал обилие света и воздуха.
В проекте виллы Савой в Пуасси Ле Корбюзье применил все пять
выведенных им принципов современной архитектуры На фото архитектор в своем кабинете в Париже. 1946 год.
Ле Корбюзье оставил после себя около 40 книг и сотни статей, которые сегодня приравнивают к архитектурной Библии.
«Дом — это машина для жилья», — считал Ле Корбюзье. Он сделал упор на функциональность и придумал систему пропорций модулор, математически рассчитанную из размеров человеческого тела.
Увлечение живописью вылилось в множество полотен в жанре пуризм, принципы которого Ле Корбюзье разработал вместе с товарищем — художником Амеде Озанфаном.
Архитектор об использовании бетона: «Открытый бетон показывает малейшие детали опалубки, стыки между планками, волокна, сучки дерева и прочее... Но ведь у мужчин и женщин вы не замечаете морщин и родимых пятен, кривых носов, бесчисленных странностей... Дефекты гуманны; они — это мы сами, наша повседневная жизнь».
Ле Корбюзье считал, что обстановка дома должна соответствовать внешнему виду здания. Ле Корбюзье в студии на 35 Рю де Севр в Париже в 1924 году.
Вместе с дизайнером мебели Шарлоттой Перриан он создал серию лаконичной мебели из гнутых стальных трубок и кожи.
Ле Корбюзье о самокритике: «Я не считаю себя крупной личностью. Я ощущаю себя встающим по утрам в личине дурака и целый день пытаюсь ее сбросить».
Ле Корбюзье — почетный доктор Кембриджского университета.
Деревянная статуя Femme, созданная Ле Корбюзье в соавторстве со столяром Жозефом Савиной по мотивам сюжетов полотен архитектора, продана на аукционе Christie в Цюрихе за 3,1 миллиона франков (3,3 миллиона долларов).
Архитектор с моделью церкви Святого Петра в Фирмини. Работу над проектом начинали и замораживали несколько раз и закончили только в 2006 году. Сегодня церковь - памятник современной мировой архитектуры.
«История архитектуры — это история окон со стенами», — считал архитектор. В своей парижской студии, 1920 год.