«Если пустая квартира некрасива, то декоратор тут бессилен. Но даже идеальная квартира никогда не бывает так хороша, как на стадии голых стен». Мысль, которой делится с читателями норвежский писатель Эгген Тургрим, вернее, герой его нашумевшего романа «Декоратор», имеет прямое отношение к квартирам, которые мы называем скандинавскими.
В том числе и к этой, расположенной в Гетеборге – городе, где к дизайну относятся настолько серьезно, что посвятили ему музей. Квартира была бы хороша даже совершенно пустой. Комнаты имеют кубическую форму, в них бережно сохранены все детали, создающие объем, от лепного карниза до высокого плинтуса.
«Фишка» интерьера – в драматическом контрасте между спокойствием столовой и кабинета, выдержанных в одних и тех же цветах и наполненных похожими по стилю предметами, и волнующим синим оттенком стен в спальне. Этот оттенок, который называют «грозовым синим», обладает способностью увеличивать пространство, поэтому его часто используют в маленьких комнатах.
Но если приглядеться повнимательней, можно заметить, что синий цвет не появляется внезапно, как летняя гроза, – он дает о себе знать и в столовой (в рисунке бело-синего фарфора), и в кабинете (синие подушки на белом хлопковом чехле дивана). Эта перекличка создает ощущение гармонии, которое воспринимается на подсознательном уровне.
Примерно так же работает и композиция, состоящая из письменного стола, висящего над ним круглого зеркала, тонетовского стула, горшка с цветком и рисунка с цаплей. Сначала глаз цепляется за рисунок – непонятно почему. Что в этой цапле? И только когда глаз привыкнет ко всем этим предметам, видишь, как они идеально выверены по фактуре и форме. А цапля на своих тонких ногах – просто двойник настольной лампы.
Открытая вешалка, на которой владелец квартиры держит свою верхнюю одежду, заставляет извлечь из романа «Декоратор» еще одну цитату: «Если гардероб выбран разумно, со вкусом, а человек следит за порядком в нём, то для дома, для его тепла и гармоничности полезно обозначить функцию гардероба и обнажить его содержимое». А ведь кому-то может показаться, что владелец просто не успел купить шкаф...