Профессия дизайнера интерьера сегодня невероятно популярна, но для новичка путь к успеху тернист: конкуренция большая, получить высокобюджетный проект не просто, грамотно выстроить диалог с заказчиком часто целое искусство, со строителями – тем более... Довеском к основным сложностям – блог, который не просто должен быть, а должен быть популярным.
Или не должен? Чтобы прояснить ситуацию и в целом узнать, как молодому профессионалу стать успешным дизайнером, InMyRoom встретился с Надей Зотовой и попросил назвать 10 вещей, о которых, по ее мнению, должен знать каждый начинающий профи.
Надя Зотова – дизайнер, выпускница Британской высшей школы дизайна и Sotheby’s Institute of Art. Основала проект Enjoy Home. Надя прекрасно разбирается в колористике, планировании пространства, плитке и тканях, но самое главное – умеет сделать любой дом таким, что уходя из него, вы захотите вернуться.
1. Профильное образование – опора дизайнера
«Свою карьеру я начала сразу со строек: делала проекты для себя, семьи, друзей. Но как только с просьбой оформить интерьер ко мне стали обращаться уже не родственники, я поняла, что не могу что-то делать непрофессионально и сразу пошла учиться в Британку. Обязательно получайте профильное образование – любое, какое будет вам доступно. Я точно знаю: оно даст уверенность в себе, которую потом вы будете транслировать заказчику, подрядчику, коллегам».
2. Для дизайнера блог – не залог успеха
«Многие дизайнеры целенаправленно занимаются пиаром, читают, как привлекать и развлекать аудиторию в блоге, монетизируют его. Одни уверены, что блог – залог успеха дизайнера, другие – что дизайнер в принципе не может существовать без блога. Мой блог появился не с целью привлечь заказчика. Я начала вести его просто потому, что люблю писать. На мой взгляд, сегодня блог – всего лишь веяние моды. Главным для дизайнера должна быть качественная работа. Тогда, даже если ты нигде не пиаришься, не публикуешься и не ведешь блог, а просто делаешь свое дело, к тебе все равно придут».
3. Не каждый дизайнер должен вести instagram
«Instagram – та же примета времени, что и блог, но имеет более личный контент, который позволяет понять, чем живет человек и близко ли тебе его мировоззрение. Для дизайнера Instagram не должен быть самоцелью, в этой истории важнее искреннее желание рассказывать о том, чем ты занимаешься. Мой Instagram – это записная книжка с фотографиями. Я просто делюсь тем, что у меня есть, и не считаю количество сделанных постов в день и время их публикации».
4. Чтобы стать дизайнером, нужно перестать сомневаться
«Часто многие начинающие дизайнеры без реализованных проектов чувствуют себя неуверенно и задаются вопросом – а могу ли я говорить, что я дизайнер, или нет? Можете! Но для начала сами признайте себя дизайнером. А уже затем объявите об этом на весь мир – напишите прямо сейчас в своем Instagram: «Я дизайнер, я делаю интерьеры».
5. Это неплохо, если первый проект не высокобюджетный
«Мой совет – беритесь за любую работу, которую предлагают: «странные» проекты, бесплатные, волонтерские... В начале своего пути я делала именно так: откликалась на любой запрос и использовала свой шанс показать, что я могу. Опыт ведения проектов и общения с разными заказчиками крайне важен. А еще каждому дизайнеру нужно прожить, совершить ошибки. Конечно, наверняка вам хочется получить сразу классный проект, большой бюджет и свободу творчества, но, к сожалению (или к счастью?), такое бывает редко или не бывает совсем».
6. Работа в команде – это сложно, но оно того стоит
«Очень многие успешные дизайнеры работают сами по себе. Но мне работать в команде эффективнее и интереснее. Можно вести несколько параллельных проектов, делать больше: один чертит, другой рисует, третий подбирает мебель... Конечно, моя мера ответственности возрастает в разы: как руководитель проекта я отвечаю за всех и любая ошибка человека в команде – моя личная ошибка. С другой стороны, мне нравится процесс выстраивания команды, нравится обучать людей, видеть, как они растут и я вместе с ними, как меняются проекты. Команда – это классная история. Моя – меня вдохновляет».
7. Каждый дизайнер может работать из дома, но не каждый – успешно
«Долгое время я думала, что офис не нужен. Что можно прекрасно работать из дома, встречаться с людьми на стройках, в кафе, шоу-румах. Но в какой-то момент я поняла, что дом больше не выдерживает огромное количество образцов, каталогов, книг и журналов, а мне чтобы работать эффективнее, очень нужно отдельное место. Сейчас офис существенно экономит мое время на разъезды: здесь я обсуждаю проект с заказчиками – у нас есть все возможности, чтобы распечатать его или показать на большом экране, встречаюсь с поставщиками, собираюсь с моей командой, а еще провожу мастер-классы для студентов».
8. Со строителями нужно не ругаться, а договариваться
«Если на стройке возникает проблема, нужно искать ее решение и договариваться, а не показывать свою правоту и ругаться со строителями. Важно помнить про итоговую цель – качественную реализацию проекта в срок. Ведь задача обеих сторон – сделать заказчика счастливым, чтобы он вовремя переехал в свою новую квартиру».
9. Дизайнер должен постоянно развиваться
«Дизайн – сфера очень разнообразная. Посещение выставок и мастер-классов – это супер важно. Я езжу постоянно. Профессия дизайнера очень многогранная – над каждым своим качеством можно постоянно работать и улучшать его. Плюс важно следить за трендами. Но суть не в погоне за новинками миланского салона, а в знании тенденций. Заказчик приходит к дизайнеру как к эксперту, проводнику – вы должны иметь кругозор и уметь рассказать заказчику о новых веяниях».
10. Грамотный юрист – это важно
«Дизайн интерьера – прекрасная творческая профессия, но нельзя забывать про бюджет и сроки. Ведь дизайнер не должен задерживать свою работу, клиент – оплату. Договор хорошо организует всех участников процесса – и дизайнера, и строителя, и заказчика. Чтобы не попасть впросак, обязательно найдите профессионала, который сделает это юридически грамотно».
Фото: @nadyazotova