С чего все началось?
Название ИКЕА — это акроним. Он расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd»: первые два слова — имя и фамилия Ингвара Кампрада, а третье и четвертое — название фермы Ельмтарюд рядом с деревушкой Агуннарюд, где прошло его детство. Близкие друзья Кампрада считали его умнейшим человеком и талантливым маркетологом.
Сам Ингвар называл себя недоучкой: шведский бизнесмен так и не поступил в университет, а в школе долгое время не мог научиться читать. Дело в том, что Кампрад страдал дислексией — нарушенной способностью к навыкам чтения и письма.
Впоследствии он занимался продажей рыбы, рождественских украшений, семян, шариковых ручек и карандашей. «Я до сих пор помню то приятное ощущение, которое испытал, получив свою первую прибыль. В то время мне было не более пяти лет», — говорил Ингвар.
Кампрад основал предприятие, впоследствии ставшее ИКЕА, когда ему было всего 17 лет. Чтобы как-то привлечь покупателей, предприниматель пообещал всем пришедшим в магазин кофе с булочкой.
Сначала Кампрад торговал только канцелярией. Идея продавать мебель пришла позже, когда Кампрад заметил, что многие шведы не могут купить товары для дома из-за очень высоких цен. Бизнесмен сделал ставку на доступность: Кампрад заказал на местных фабриках дешевую мебель и начал продавать ее в ИКЕА чуть дороже. Уже тогда бизнесмен пришел к своей формуле успеха: лучше продать 600 стульев по маленькой цене, чем 60 — по высокой.
Экономия прежде всего
Чтобы сделать продукцию ИКЕА доступной для всех, Кампрад решил сэкономить на доставке и сборке мебели. Идея использовать плоские коробки, пришла к нему в 1950-е годы — когда бизнесмен увидел, как его сотрудник открутил ножки у стола, чтобы тот поместился в машину покупателя. «В конце концов глупо перевозить воздух», — говорил Ингвар. А чтобы сборка мебели была простой и быстрой, Кампрад придумал универсальный ключ для сборки.
Несмотря на это, Кампрад славился своей любовью к экономичному образу жизни. «В моем возрасте глупо разбрасываться деньгами», — признавался бизнесмен. Он летал эконом-классом, покупал одежду на распродажах и требовал от своих подчиненных использовать обе стороны листа бумаги.
Дизайн для всех и каждого
С философии Кампрада берет начало «демократичный дизайн» ИКЕА — сочетание красивой формы, функциональности, качества, экологичности и доступной цены. Ингвар верил, что хорошее обустройство дома должно быть доступно каждому — в ИКЕА можно купить дизайнерскую мебель по демократичной цене.
«Мы всегда подходили к мебели так, чтобы она не просто дополняла быт, а формировала его. Работать с мебелью как с функциональной конструкцией, состоящей из дерева и пластика, скучно и невыгодно. Выгодно, когда мебель становится для потребителя чем-то большим, чем предмет», — признавался Ингвар.
Еще в 2017 году ИКЕА в коллаборации с датской мебельной маркой HAY запускает коллекцию Ypperlig («отлично» на шведском). Результатом совместного проекта ИКЕА и HAY стали функциональные и яркие решения для обустройства гостиной.
ИКЕА сегодня
ИКЕА насчитывает свыше 367 торговых точек по всему миру. На российский рынок компания вышла в 2000 году.