Тема отношений между заказчиком и дизайнером интересует каждого, кто собрался воспользоваться такой услугой. Как-никак, этих людей вы пускаете в свою жизнь и доверяете им символ своего бытия – ваш дом. Чтобы избежать ненужных конфликтов, предлагаем послушать мнение экспертов. Так почему же расстаются дизайнеры и заказчики?
Три главных причины,почему заказчик может отказаться от дизайнера
Одна из самых распространенных причин – профессионал обходится дорого. «Если выбирать дизайнера по цене, велик риск получить слабого специалиста, – считает архитектор Наталья Зеленова. – Дизайнер с небольшим опытом не только не может грамотно вести проект на стройке, но и подавать информацию заказчику. Возникают недопонимание и ошибки. Только грамотный специалист убережет от ошибок, предложит серьезный проект, выдержит стиль, проконсультирует по видам материалов и качеству фабрик, подскажет надежного поставщика».
Другим опытом делится основатель и руководитель студии дизайна интерьеров «Студия 3.14» Тимур Абдрахманов: «Нередко либо в силу незнания, либо из-за страха потерять клиента дизайнеры умалчивают о множестве подводных камней. Обнаруживаются неприятные сюрпризы. Например, заказчик, утверждая то или иное решение, не знал, что оно слишком дорогое и непосильно для него. Или вдруг оказывается, что ремонт без авторского надзора может принести множество головной боли».
Отсутствие взаимопонимания между двумя людьми также часто становится причиной конфликта. «Бывает, что первые встречи проходят хорошо, и кажется, что все друг друга понимают и движутся в одну сторону. Но уже на этапе разработки концепции становится понятно, что дизайнер предлагает совсем не то. И вместо уютного прованса в гостиной с шерстяным пледом и креслом-качалкой вы видите минималистичную конструкцию из бетона посреди своей двадцатиметровой комнаты. Так случается, когда клиенты невнимательно отнеслись к просмотру портфолио. Или техзадание было проработано поверхностно», – рассказывает дизайнер Дарья Ухлинова.
По другую сторону баррикад:почему дизайнер может отказаться от заказчика?
«Часто дизайнер не может доступно донести заказчику информацию. Клиент не всегда готов воспринимать эскизы правильно, видеть красоту текстиля и цвета, платить лишние деньги ради идеи дизайна, – говорит Наталья Зеленова. – Дизайнер работает как психолог больше, чем видится на первый взгляд. Опытный специалист проведет несколько встреч, чтобы понять, есть ли взаимопонимание с заказчиком. Я считаю, что отказ от работы для дизайнера – подпись под своей ошибкой».
Другой минус в общении дизайнера и заказчика: отсутствие у последнего уважения и доверия к профи. «Отчасти в этом виноваты и сами так называемые дизайнеры, которые в поисках легких денег в 1990–2000-е заполонили рынок, решив, что прочитав пару книжек, они могут спроектировать за деньги жилые интерьеры заказчиков. В результате мы имеем низкую степень понимания у заказчиков того, в чем же именно заключается деятельность дизайнера и почему к нему нужно относиться как к профессионалу, – делится мнением Тимур Абдрахманов. – Особое напряжение может возникать на этапе комплектации, когда дизайнер занимается закупками. Как известно, поставщики для привлечения клиентов дают возможность дизайнерам зарабатывать, что изначально подрывает доверие заказчика».
Дизайнер Дарья Ухлинова считает одной из фундаментальных причин возможных сложностей – отсутствие согласия по схеме работы. «У каждого профессионала с большим опытом работы есть своя отработанная схема. Есть определенные этапы подготовки дизайн-проекта, подход к разработке концепции, авторскому надзору и полной комплектации. И нарушать эту схему не стоит, – говорит Дарья. – На каждой встрече я всегда проговариваю: что и за чем идет. Подписывая договор, заказчик принимает мои условия работы. И если я уже на первой встрече понимаю, что моя схема работы не подходит клиенту, то могу предложить либо альтернативную услугу, например, единичную консультацию, или просто не беру этот проект».
«Случается, что все идет отлично: концепция разработана, рабочие чертежи великолепны, идет подбор мебели и материалов. И тут начинается какая-то неразбериха или неоправданные ожидания, – продолжает Дарья. – Обеим сторонам вдруг кажется, что они должны друг другу больше, чем есть на самом деле. Например, звонки в 11 часов вечера дизайнеру с долгими разговорами о проекте. Или не очень долгими: «надо-то всего один вопросик решить». Как вариант – предложение полностью переделать весь подбор по проекту в связи с тем, что у заказчика изменились планы. Или дизайнер ожидал, что будет вести этот проект до конца вместе с авторским надзором, но на последней встрече заказчик сказал, что авторский надзор он и не планировал».
Полезная информация на заметку:
как избежать конфликта
1. Всегда заключайте договор! Даже если дизайнер – ваш родной брат. Тем более, если дизайнер – ваш родной брат.
2. Договор нужно не только подписывать, но и внимательно читать. Можно прямо с карандашом в руке и с обязательными комментариями самого дизайнера. Если есть какие-то вопросы, то надо их решить до того, как вы поставите свою подпись.
3. Обязательно проводите первую встречу перед заключением договора. Пообщайтесь с дизайнером, обсудите его портфолио, расскажите о себе и о своих планах на квартиру.
4. Составляйте письменно техническое задание. Проговаривайте все пункты, говорите обо всех помещениях, рассказывайте о своих самых безумных фантазиях. В интерьере и для дизайнера нет ничего не важного. Обязательно читайте потом техническое задание перед тем, как его подписать.
5. Вы и дизайнер хотите одного и того же: создать ваш интерьер гармоничным и подходящим именно вам. Поэтому не бойтесь задавать вопросы, поднимать неудобные темы и отказываться от тех решений, которые вам не подходят. Разработка дизайн-проекта – это всегда совместная работа.