Его фотография с золотым клоунским носом на обложке французского глянца Intramuros стала знаковой. И в этом весь Вандерс – шут, способный иронизировать над самим королем и жизнью в целом. Несмотря на то что на его визитке написано «Дизайнер новой эры», важным ориентиром для Марселя остается прошлое. История вещи, по его мнению, ценнее, чем форма.
Вандерс – настоящий гуру промышленного дизайна. В профессии он уже более четверти века. Его звездным годом стал 1996, когда для компании Cappellini он сотворил веревочный стул в стиле макраме (Knotted chair), названный «шедевром дизайнерской мысли». Не меньший успех ожидал Марселя и в области дизайна интерьеров: благодаря его смелым и по-настоящему сказочным проектам, многие отели, клубы и библиотеки Европы и США стали культовыми достопримечательностями.
Два года подряд (в 2005 и 2006), по версии Elle Decoration, Марсель Вандерс был назван «Дизайнером года». На сегодняшний день вместе со своим коллегой Каспером Виссерсом Вандерс работает в компании Moooi, возглавляет собственную студию Marcel Wander Studio и читает лекции о дизайне в престижнейших вузах мира. Знакомим вас с его рассуждениями о творчестве, успехе, страхах и вечных ценностях.
1. О творческом принципе
«Я хочу делать предметы, на которые приятно смотреть и о которых интересно поговорить. Думаю, в моем случае речь надо вести не о стиле, а о том, что старые мастера называли манерой. Хочу, чтобы при взгляде на любую мою вещь, от керамики до здания, человек говорил: «О, я знаю, это Вандерс».
2. О профессии
«Дизайнер – это человек, который очень хорошо чувствует время. Из каждой эпохи он берет лучшее и переносит его в вещи, которые создает. Понимать время, ощущать связь столетий – непростая задача. Многие из тех, кто называет себя дизайнерами, живут только настоящим. Они не понимают, что тем самым ограничивают себя, загоняют в рамки. Они больше заботятся о функциональности предмета, а ведь вещь в первую очередь должна быть красивой!».
3. Об успехе
«Когда Пикассо рисовал, он рисовал не миллионы долларов, он рисовал свои мысли и чувства. Так же и я. Я создаю идеи, вызываю эмоции. Я беру их из своего сердца, из своей души. Конечно, вещи потом продаются, но идеями вы можете наслаждаться бесплатно, каталог получить – просто так, и за эмоции, которые они у вас вызовут, мы тоже денег не берем. Главное, чтобы они у вас возникли – улыбка, удивление, интерес. Тогда, если придет пора покупать новый стол или лампу, вы вспомните о моих вещах и купите их. Вот это и будет мой успех».
4. О моде и стиле
«За модой я не слежу, она слишком быстро меняется. Стиль – другое дело. Но я не из тех, кто каждое утро ломает голову над тем, что сегодня надеть, стоя перед открытым шкафом. Я раз и навсегда определился с этим вопросом. Раз в год я заказываю себе гардероб: костюмы и так далее – и забываю о необходимости покупки одежды до следующего года».
5. О секретах успеха
«Я могу посоветовать начинающим дизайнерам: не надо бояться. Страх – это участь маленьких людей. Если вы будете бояться, вы никогда ничего не добьетесь. Бесстрашие и честность – вот два самых важных качества для достижения успеха».
6. Об образовании
«Школы дизайна – ужасные учреждения, лишенные какого-либо интереса к своим студентам. В этой отрасли работает целый ряд чудесных людей, которые страстно верят в свои идеи, но я считаю, что студентов в целом учат неправильно».
7. О методе работы
«Прежде всего, я обкрадываю чужие мозги. Мозги потенциальных пользователей продуктов. Вот это – мой материал, с которым я начинаю работать. Именно поэтому люди отличают созданные мной вещи как близкие им по духу и особенные, потому что они кажутся им знакомыми. Если бы я создавал что-то, неважное для других, ненужное им, как бы я мог сделать его особенным?»
8. О клиентах
«Я работаю только с такими людьми, с которыми у меня существует взаимное уважение. Своего клиента я на время принимаю на работу без вознаграждения. Он регулярно бывает в моей студии и гарантирует, что проделанная мною работа становится все лучше. Если в этом процессе нет такого вклада от клиента, я не хочу с ним работать. Каждый клиент знает что-то, чего не знаю я, и придает работе дополнительное качество. Поэтому я всегда внимательно прислушиваюсь, и вместе мы можем претворить в жизнь то, что я никогда не смог бы сделать один».
9. О Филиппе Старке
«Я считаю Старка номером один в дизайне, потому что он способен менять представление о том, что такое дизайн. Не так много тех, кто в наши дни достиг того же».
10. О фантазии и архетипах
«Иногда то, что я делаю, называют причудливым, но мне кажется, что лучше это назвать фантазией, потому что именно фантазия рождает удивление, счастье и всегда что-то новое. Я испытываю глубокое уважение ко всему, что имеет историю, что связано со старыми вещами. Мне нравится работать с архетипами прошлого и настоящего различных культур, ведь они часто показывают нам замечательные ценности».
11. О навязанных потребностях
«Когда вы стараетесь делать вещи как можно новее, это приводит к тому, что первая же царапина приводит вещь в негодность. Я называю это baby face fixation. Это потребность людей во всем самом новом. Она очень опасна. Эта потребность навязана людям, она стала частью их психологии. И это то, что я пытаюсь изменить».
12. Об идее
«Хороший дизайнерский объект может существовать в единственном экземпляре. Его смысл не в том, чтобы хорошо продаваться, а в том, чтобы вдохновлять людей, донести до них какую-то идею».
13. О материалах
«Я думаю, нужно создавать вещи двух типов. Вещи, претендующие на вечность, и вещи сиюминутные. Вещи, которые будут передаваться из рук в руки, или вещи, которые сделаны из легко утилизируемых материалов, – на таких условиях существование сиюминутных вещей оправдано. К примеру, если я придумал открытку, я не буду делать ее из мрамора. Иногда я специально выбираю такой материал, чтобы люди чувствовали – о, это навсегда».
14. О новизне и антиквариате
«Не нужно стремиться к абсолютной новизне. Нам нужны корни, основа и вместе с тем – какие-то изменения. Иначе ты будешь мертвецом. Интерьеры, обставленные полностью одним антиквариатом, ужасны. Я же живой человек!»
15. О подарках и дизайне
«Хороший подарок что-то говорит о тебе, а что-то о человеке, которому он предназначен. С дизайном то же самое. Каждая вещь говорит одновременно и о самом дизайнере, и о марке, для которой он работает. Это вещь, которая нужна человеку. Даже если он сам об этом не догадывается».