Многие дизайнеры пренебрегают выбором текстиля, оставляя на потом, или же отдают предпочтение экономичным материалам. Герой нашего интервью архитектор Паскаль Граво начинает работу над своими проектами именно с выбора подходящих тканей. Экономия на текстиле равносильна экономии на удовольствии от самой жизни. Специально для InMyRoom архитектор подробно рассказал о своем французском подходе к дизайну интерьеров и о поиске вдохновения для своих проектов в Париже.
Паскаль Граво – архитектор, глава агентства Elegance Interieurs, создатель программы «Дизайн-тур в Париж». Окончил Высшую школу изящных искусств в Париже, проходил обучение в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Паскаль Граво работает над проектами в России, Париже и на Лазурном Берегу. Его клиенты – это люди-космополиты, которые много путешествуют, обладают истинным вкусом к «французскому духу».
IMR: Говорят, что французы уделяют особое внимание текстилю в интерьере. Это действительно так?
– Текстиль был важнейшей частью интерьера еще во времена королевских дворов. Стоит вспомнить Венецию и Марко Поло: до его путешествия в Китай Европа практически ничего не знала об искусстве шелкопрядения. При Людовике XIV южный город Франции Лион превратился в мировую столицу шелка. А в XVIII веке Кольбер создал королевские мануфактуры по производству гобеленов, в том числе знаменитые Aubusson и Gobelins. Благодаря изобретению печати на хлопке в конце XVIII века ткань стали использовать повсеместно для оформления интерьеров. К примеру, производство текстиля с пасторальным рисунком составило более 5000 метров в день.
Во Франции дизайнеры любят использовать текстиль повсеместно: для изголовья кровати, для портьер и обивки стен, для пола. И я не исключение: в своих интерьерах я часто делаю ставку на ткани даже для оформления стен. Этот материал возвращает нас к истории французского стиля и дворцовой роскоши, но при правильном подборе цвета и материала выглядит очень современно.
IMR: Как правильно подбирать ткани для интерьера?
– При выборе текстиля обращайте внимание не только на привлекательный внешний вид, но и на функциональность. Так, для штор я отдаю предпочтение тканям с хорошей драпировкой: при пошиве можно улучшить их эстетическое восприятие с помощью подкладки. Для обивки я обращаю внимание на показатель устойчивости к истиранию: нужна разная ткань для декоративного сидения и для практичной мебели на каждый день.
При компоновке различных типов ткани необходимо учитывать, что они по-разному дают усадку или растягиваются. Еще одна рекомендация: не забывайте использовать аксессуары. Например, однотонной ткани нейтрального цвета подхват или кисть придадут элегантности и свежести. А ткань со сложным рисунком с помощью подходящих аксессуаров можно сделать более классической или же осовременить ее.
IMR: На каком этапе создания дизайн-проекта лучше планировать текстильное оформление – в самом начале или как завершающий штрих?
– Я обычно выбираю текстиль еще на этапе продумывания концепции интерьера. Ткань для меня – особый источник вдохновения. Иногда цветовую гармонию для будущего интерьера я подбираю именно по ткани, а не по абстрактной палитре цветов. И может получиться так, что первоначально выбранный образец не будет использоваться в интерьере, а останется только сочетание цветов или орнамент.
Я предпочитаю живые и реальные образцы материала, нежели холодную перспективу в 3D. Именно в таком духе я работаю с мудбордами. К тому же текстиль позволяет общаться на одном языке с клиентами, которые лучше разбираются в тенденциях моды, чем в дизайне интерьеров.
IMR: Как вы работаете с подбором материалов, какие
дизайнерские инструменты используете?
– Ткань и обои – материалы, которые нужно трогать. Никакое фото в интернете не даст того стопроцентного представления, какое дают тактильные ощущения. Я часто посещаю шоу-румы Парижа, где на ощупь определяю степень комфорта, толщину, подбираю сочетания цветов и рисунков. Обязательно набираю понравившиеся образцы, чтобы поработать над ними позднее, в своем бюро.
В отличие от 3D-визуализации, мудборд воздействует на эмоции заказчика. Он передает тактильные ощущения – это очень важно при разработке и презентации идеи. К тому же так интереснее работать. Показав образцы выбранных материалов, а не ткнув пальцем в печатный каталог, дизайнер сможет точнее определиться с концепцией интерьера.
Очень часто я вижу в Париже, но реже в Москве, как клиенты рассматривают ткани или обои не в самом бутике, а на улице. Поскольку материал смотрится по-разному в помещении и вне его – необходимо брать образцы с собой на объект. Свет на объекте отличается от освещения шоу-рума или улицы, и только на месте вы получите окончательное представление.
IMR: Господин Граво, у вас есть любимый прием, который вы используете в процессе текстильного оформления интерьера?
– Один из моих любимых приемов – использование подкладки контрастной ткани. Это может быть яркий цвет или ткань с тонкой полосой или мелким геометрическим мотивом. Этот прием широко используется в модной индустрии, его любят Дома Paul Smith и Kenzo. В этом же ключе я люблю рисковать и смешивать классику и современность.
Я нахожу вдохновение для своих проектов не только в шоу-румах, но и на показах мод, в музеях и галереях, на улицах города... Неподражаемые сюжеты есть везде. Но больше всего я люблю гулять на блошиных рынках Парижа – здесь среди безымянных вещиц можно наткнуться на столь актуальные сегодня произведения Виктора Вазарели. А в лабиринте рынков Vernaison и Jules Valles легко найти потрясающую мебель братьев Кампана для коллекции «Барокко Рококо». Я уже не говорю о зеркалах Людовика XV и бюро в стиле ампир. Вместе с участниками «Дизайн-тура» мы приходим сюда развивать чувствительность собственного взгляда.
IMR: Некоторые дизайнеры и их заказчики предпочитают экономить на тканях, считая их сверхстатьей в бюджете дизайн-проекта. Что вы думаете об этом?
– Естественно, очень жаль, когда клиент и дизайнер экономят на бюджете за счет текстиля. Ткани в интерьере – неотъемлемый ингредиент. Вернемся к Венеции, в XVII веке бюджет на использование шелка в интерьере был таким же, как на само возведение здания.
Для меня экономить на тканях – значит, экономить на удовольствии. Ведь текстиль облагораживает нашу повседневную жизнь и окружающее пространство на всех уровнях: искусство сервировки стола, кулинария, высокая мода… Искусство жить по-французски – чувственная категория.
IMR: Какими тенденциями в текстильной моде вы могли бы с нами поделиться?
– Сейчас очень актуален экологичный дизайн. Эта тема не дает покоя многим дизайнерам и архитекторам. Хотя большинство из нас предпочитает город, в наших сердцах живет тоска по лесу, полю, океану.
В моде использование дерева, листьев, стеблей растений и других экологически чистых материалов, а также сочетание белого цвета и дерева. Касательно тканей, в тренде принты и вышивки с природными мотивами. Применяют более смелые цветовые сочетания: синий, переходящий в фиолетовый; сочетание синего с оранжевым и синего с медью; металлизированные цвета.
Но все-таки я никогда не перестану говорить своим российским коллегам: не старайтесь подражать чужим интерьерам и модным журналам. Импровизируйте и вырабатывайте свой почерк. Пусть каждый ваш интерьер будет не похож на предыдущий. Только так можно выработать свой авторский стиль!
*Интервью взяла Юлия Морозова, арт-директор компании SKOL.
Фотоматериалы предоставлены компанией SKOL.