Особняк на улице Россолимо, 8 – образец старомосковской застройки среди современных домов. И уже почти сто лет – центр скандинавской культуры. Он был построен в начале XX века, в начале тридцатых его купил сотрудник норвежского посольства, а перед началом войны он перепродал дом шведской дипмиссии в Москве. В последние годы здесь живет советник по культуре Мортен Франкбю с семьей.
Чтобы обновить интерьер исторического здания, в котором к тому же проходят приемы и совещания, были приглашены дизайнеры из ИКЕА. Мелани О' Брайен и Эрик Бодарт собрали из доступных всем предметов стильную композицию – совершенно на высшем уровне.
Ахроматический этюд
Апофеоз белого – в этом доме цвет снега, молока и мела заполняет все пространства и закоулки. Может, это дипломатический прием, своего рода визуальная честность – ведь на белом фоне ничего не спрячешь, виден каждый предмет. С ним много света – вместо буйства красок, которые нравятся одному, но непременно раздражают другого: возможно, поэтому тактичные скандинавы так любят белый.
Вторая половина скандинавской дизайн-аксиомы гласит: полы должны быть из дерева. И в этом интерьере все точно по законам стиля. Радостный золотистый отсвет от привычной «елочки» согревает белизну кабинета и приемной.
Вместе с ярким полом на приватной половине дома тишину белого оживляют цвета и орнаменты – картины в сине-зеленых тонах в гостиной и красно-бежевые узоры в спальне. В кухне на первый план выходят производственные интересы: лаконичный черно-белый контраст усиливают блестящий серебристый металл и красные аксессуары.
Выставка мебельных достижений
Тур по дому советника позволит запросто сориентироваться в основных коллекциях ИКЕА и даже присмотреть диванчик, чтобы потом купить себе в гостиную такой же. Своеобразный шоу-рум мебельного гиганта в дипломатической резиденции – дань уважения к выросшему в Швеции бренду с экологическими принципами и неустанным вниманием к человеку и его потребностям.
К тому же в окружении простой, доступной мебели гости всегда чувствуют себя комфортнее. Правда, самые расслабленные и уютные вещи находятся в приватных комнатах: козетка и диван со льняной обивкой в гостиной и широкая кровать в спальне – притом, что комната узкая, кровать все равно отставлена от стены. Все хранение сосредоточено тут же, за гладкими фасадами модульных шкафов.
В парадной части квартиры – в кабинете и приемной – диваны, пуфы и столы расставлены симметрично, выглядят представительно и строго, блестят простеганной на классический лад кожей и шпонированными поверхностями. Но подушки с вытканными листьями, торшеры с плафонами «набекрень» и люстра-одуванчик моментально сбивают пафос со строгой черно-белой композиции.
История в деталях
Скандинавский стиль обычно лоялен к яркому декору – на светлом фоне украшения становятся более значимыми, интересными и самодостаточными. Но в этом интерьере к северной формуле уюта добавляются русский размах и история нашей архитектуры: высота потолков в особняке на улице Россолимо, пропорции дверных и оконных проемов требуют классической сдержанности. Сохранившиеся лепные карнизы и розетки, рисунок наборного пола и медные накладки на белых дверях остаются главными украшениями интерьеров этого дома на протяжении многих лет.
Чаще всего вместо отдельных элементов декора повсюду используется игра фактур, форм и стилей. Матовые стены и потолки, лаковый рельеф паркетной «елочки» разбавлены пушистыми коврами и льняными подушками, гладкие фасады мебели встречаются с плетеными плафонами из бамбука.
Лаконичные торшеры спокойно соседствуют с сентиментальными абажурами на ножках, а деревянные миски и примитивная графика украшают даже абсолютно официальный кабинет. Обстановка из масс-маркета позволила создать интерьер одновременно демократичный, и при этом в полной мере представительный.